Лифты в ожидании: почему российские регионы заморозили обновление подъёмного оборудования
Иллюстрация взята из открытых источников
В большинстве российских регионов резко сократилось финансирование программ по замене устаревшего лифтового оборудования. По данным экспертов, причиной стало отсутствие средств в бюджетах субъектов федерации, что ставит под угрозу безопасность жителей многоквартирных домов.
В 2025 году объём выделяемых на эти цели средств сократился на 30-40% по сравнению с предыдущим годом, сообщают источники в профильных комитетах. Особенно остро проблема стоит в регионах с большим количеством ветхого жилья – таких как Урал, Поволжье и Сибирь. Здесь доля лифтов, отработавших свой нормативный срок (25 лет и более), достигает 60-70%.
«Ситуация критическая, – комментирует председатель регионального совета по ЖКХ Иван Петров. – Многие дома построены ещё в советское время, а лифты в них не менялись десятилетиями. Без своевременной замены риск аварий растёт ежегодно».
Власти объясняют сокращение финансирования перераспределением бюджетных средств на другие приоритетные направления, включая социальные программы и инфраструктурные проекты. Однако эксперты предупреждают: откладывание замены лифтов может привести к трагическим последствиям. По статистике МЧС, за последние пять лет количество инцидентов с лифтами выросло на 15%, а в 2025 году уже зарегистрировано несколько смертельных случаев, связанных с неисправностью оборудования.
Жители домов, попавших в «лифтовые очереди», жалуются на постоянные поломки и вынужденные подъёмы по лестницам. «У нас лифт ломается каждую неделю, – рассказывает пенсионерка из Екатеринбурга Анна Сидорова. – А ждать замены обещают ещё года три. Как мы должны жить?» В некоторых регионах местные власти пытаются привлечь частные компании для софинансирования, но это не решает проблему в масштабах страны.
Эксперты предлагают ввести федеральную программу субсидирования замены лифтов, аналогичную программе капитального ремонта. Однако пока такие инициативы остаются на уровне обсуждений. Тем временем, по прогнозам аналитиков, без дополнительного финансирования ситуация будет только ухудшаться, а количество аварийных лифтов к 2030 году может вырасти на 50%.