Главная > Страна > Восемь ректоров за решёткой: за пять лет в России выросло число уголовных дел против руководителей вузов

Восемь ректоров за решёткой: за пять лет в России выросло число уголовных дел против руководителей вузов


21-11-2025, 03:23. Разместил: admin

Иллюстрация взята из открытых источников 

 

За последние пять лет в России восемь руководителей высших учебных заведений были приговорены к реальным срокам лишения свободы по уголовным делам. Статистика свидетельствует о нарастающей жёсткости контроля за деятельностью управленцев в сфере образования.

 

Основные обвинения, фигурирующие в делах, связаны со следующими обстоятельствами:

- хищением бюджетных средств;

- злоупотреблением должностными полномочиями;

- получением взяток за зачисление абитуриентов или выставление оценок;

- фальсификацией отчётной документации.

 

Чаще всего нарушения выявлялись в ходе комплексных проверок Минобрнауки и ревизий правоохранительных органов. В ряде случаев сигналы о возможных злоупотреблениях поступали от сотрудников вузов или студентов, обращавшихся в надзорные инстанции.

 

Эксперты отмечают, что рост числа уголовных дел отражает не только усиление надзора, но и системные проблемы управления в некоторых образовательных учреждениях. Среди факторов, способствующих правонарушениям, называют:

- сложность распределения крупных бюджетных потоков;

- недостаточную прозрачность процедур приёма и аттестации;

- слабую внутреннюю систему контроля.

 

В профессиональном сообществе дискуссии идут вокруг баланса: с одной стороны – необходимость пресекать коррупцию, с другой – риск излишней репрессивности, которая может демотивировать квалифицированных управленцев.

 

Представители Минобрнауки подчёркивают, что цель – не карательные меры, а выстраивание прозрачной системы управления вузами. В последние годы внедряются цифровые платформы для контроля финансовых операций и автоматизированные системы мониторинга приёмных кампаний.

 

Тем не менее случаи привлечения ректоров к уголовной ответственности продолжают появляться, сигнализируя о сохраняющихся рисках в сфере высшего образования.


Вернуться назад